Цифровая фотография изменила не только то, как мы делаем фотографии, но и наше общение [1]. В начале третьего тысячелетия цифровые фотоаппараты вошли в жизнь современного человека как один из предметов первой необходимости. Стильный дизайн, автоматические режимы сюжетной съёмки, небольшой вес, простота и лёгкость управления сделали их такими же популярными гаджетами, как мобильные телефоны и MP3-плееры. Сегодня фотоаппараты с большим объёмом памяти могут хранить сотни качественных снимков. Улучшилось также и качество снимков. Теперь даже самые простые и дешёвые камеры наряду с автоматическим режимом съёмки имеют множество функций и позволяют использовать ручную настройку параметров.
Десять лет назад печать фотографии можно было сравнить со съёмками фильма. Мы несли рулоны с пленкой в мастерскую, оставляли на обработку, затем возвращались, забирали снимки, помещали их в альбомы для фотографий, или, как правило, в картонные коробки. По случаю мы думали об отправке дубликата дальним родственникам на память. Фотографии предназначались для документирования нашей жизни и каких-то событий.
Какой переворот случился за десятилетие! Подавляющее большинство из нас не держало в руках катушку с плёнкой. Цифровая технология изменила саму природу фотографии. Цифровые изображения бесплатные и могут быть немедленно распечатаны. В результате подавляющее большинство фотографий делается, не для того, чтобы запечатлеть особые моменты; они используются в дежурном порядке, аналогично телефонному звонку.
Конечно, цифровые фотоаппараты просто не существовали несколько лет назад, хотя были нечто похожее на них. Вы можете проследить их историю с 1969 года, когда устройство с зарядовой связью (CCD) было изобретено в Bell Telephone Laboratories, или с 1957, когда первый сканер цифрового изображения был создан в американском Национальном Бюро Стандартов.
В декабре 1975 Стивен Сэссон, инженер компании Eastman Kodak Co. представил законченный вариант, будучи техническим специалистом лаборатории и сделал свой первый снимок. Затем он пошел к своему руководителю и сказал ему, что превратил CCD в рабочую камеру.
Сэссон вспоминает руководителя, сказавшего, что хорошо бы принести устройство сотрудникам в лабораторию для демонстрации. Сэссон ответил, что это портативное устройство и он может принести его им. Руководитель был поражен.
Сэссон устроил показ, пригласив группу инженеров Kodak и руководителей в конференц-зал, сделал быстрый снимок одного из них, и затем высунув ленту поместил ее в устройство, чтобы показать снимок на экране телевизора.
Сэссон в свое время сказал руководителям Kodak, что цифровые фотоаппараты не завоюют популярность, пока они не смогут произвести изображения на 2 миллиона пикселей; он думал, что этот день наступит в 1990 или 1995. Руководство признавало, что это было бы важнейшей ступенью развития бизнеса фотографии, но полагало, что такие изображения появятся не скоро и поэтому не стоит сейчас тратить время на разговоры. Сэссон создал еще больше камер в Kodak за эти годы. Затем в 1990 он двинулся в сторону цифрового изображения, разработав цветные принтеры.
Приблизительно семь лет спустя Kodak создал первый коммерческий мегапиксельный цифровой фотоаппарат. Он был продан по объявленной рыночной цене 23 000 долларов США каждой американской правительственной организацие; одна камера даже участвовала в миссии шаттла в 1991.
В 1991 компания ввела коммерческий черно-белый цифровой фотоаппарат Kodak Professional Digital Camera System, позже называемый DCS 100. В некотором смысле это был шаг назад от прототипа Сэссона, потому что это не было единое устройство; вместо этого, система ограничила измененную камеру Никона 5 килограммами электроники в сумке на длинном ремне. Фотоаппарат был продан службам новостей за 20000–25000$.
«Журналисты просто смеялись над ним», – вспоминает Джон Хеншол, тогда президент британского Института Профессиональной Фотографии и консультант Kodak. Но некоторые действительно начинали использовать устройство из-за двух главных особенностей – оно позволяло немедленно рассмотреть сделанное изображение на электронном дисплее, и было легко передаваемо с помощью модема.
В 1981 Sony выпустила аналоговую электронную камеру Mavica. Она позволяла сделать запись изображений, используя телевизионный видео сигнал и хранить их на дискете. «Мне понравилась, что это побудило Kodak на новые достижения», – вспоминает Сэссон, – «мне также нравилось, осознавать, что их камера не будет популярна, так как мы скоро выпустим цифровую камеру».
В 1992 Kodak выпускает камеру DCS 200, продаваемую за 9995 $. Камера была портативной и компактной. Фотограф Стивен Джонсон прокомментировал следующим образом: «Это было довольно удивительно. Я сделал свое первое изображение – идущий снег в Камдене».
Маркетинговая служба Apple решилась сделать видение Сэссона переносной электронной камеры действительностью. QuickTake 100 от Apple за 1000$, разработанная и произведенная для Apple Kodak, вышла в 1994. Она имела самое высокое разрешение на тот момент – 640х480 и могла хранить до восьми изображений во внутренней памяти. «Было продано приблизительно 50 000 единиц, но тогда это был огромный успех.Apple установила планку для всех», – говорит Алексис Джерард, основатель и президент компании «Изображения будущего» аналитической фирмы Sight. Это произошло вскоре после создания JPEG-стандарта сжатия изображения. «Наличие технологий, чтобы сжимать те огромные файлы к тому, с чем могла иметь дело инфраструктура, было очень важно», – говорит Джерард, добавляя: «Без JPEG, мы должны были бы ждать еще пять–семь лет технологии».
JPEG означал, что цифровые фотографии, сделанные различными камерами, были полностью совместимы. Второй цифровой фотоаппарат Apple QuickTake 150, снова от Kodak, предлагал сжатие JPEG. После этого дела быстро пошли в гору. У Casio QV10 в 1995 был первый встроенный показ на жидких кристаллах. Kodak ввел первую мегапиксельную камеру DC210 в 1997. Первые телефоны с камерами появились в Японии в 2001; в 2004 они захватили Соединенные Штаты. «Это походило на снежок, катящийся с горы; он собирает все больше снега, пока не соберет все в течение своего ската», – говорит Хеншол.
Изменилось значение фотографии. Основная цель фотографии состояла в том, чтобы сделать изображения для передачи потомству. Сегодня это не главное. «Изображения используются больше, чем для воспоминаний». Многие фото не предназначены для хранения, а для сообщения информации, которая важна только в данный момент: Где я парковал свой автомобиль? Что делает этот офис, который мы рассматриваем?
«Как раз, когда суть искусства фотографии меняется», – говорит Джерард, – «если вы настроитесь сделать хорошее изображение реальности, то вы, вероятно, получите его – для этого не нужно никакого обучения. Впервые у нас есть творческий инструмент, который люди могут освоить сразу же».
Пока цифровая фотография побеждает плёночную, она всё равно далека от совершенства. Хотя некоторые люди говорят, что камеры могли бы сделать лучший снимок в соответствии с тем, что видят глаза – изображение собирается в трёх измерениях, и по большей части не камеры нуждаются в улучшении. «Возможности продаваемых сегодня камер далеко опережают способности среднего потребителя, который их использует», – говорит Сэссон. «Проблема в том, что делать с изображениями, как только вы получили их. Вместо вырезок и обувных коробок фотки копируются в цифровой форме, но они перегружены и процессом становится невозможно управлять. Они также не так надежны, как обувная коробка: можно ли верить, что компания будет хранить фотографии около 50 лет или компьютеры будут читать старые форматы камер?»
«Это последний рубеж», – говорит Сэссон. – «Как Вы обходитесь с этими изображениями? Как вы сохраните их в течение 50 или 60 лет, с устареванием формата, с изменением стандартов? Изображения – это всего лишь цифровые файлы, которые становятся тем более ценными, чем старше они становятся».
Партийная литература [2]
1. Digital Photography: The Power of Pixels // IEEE Spectrum, http://spectrum.ieee.org/consumer-electronics/audiovideo/digital-photography-the-power-of-pixels/0
2. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. - Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 101-115.