Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE)

Томская группа и студенческое отделение Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике

Томская группа IEEE



Какой музыке звучать

Так уж случилось, что на научно-практической конференции, посвящённой окончанию учебного года в системе партийной и экономической учебы, речь зашла о предмете, вроде бы и не касающемся прямо основной темы разговора. Не скрою, некоторые удивились, когда им неожиданно предложили прослушать магнитофонные записи... модных песенок в исполнении популярного ансамбля «Машина времени». Впрочем, чем дальше шло прослушивание, тем удивление становилось меньше. А когда участники конференции обратились к текстам этих песен-шлягеров, то оно сменилось тревогой. Теперь уже никто не сомневался, что «музыкальная страничка» конференции имеет самое прямое отношение к ее теме – к воспитанию нового человека, к эффективности нашей идеологической работы.

Как возникла мысль заговорить о той эстраде, которая, к сожалению, очень популярна среди некоторой незрелой части молодежи и не так безобидна, как это может показаться на первый взгляд?

В течение последнего времени в райком поступали сигналы, что некоторые культработники используют - главным образом для танцев - магнитофонные записи отдельных модных ВИА. Правда, слова в этих записях трудно разобрать из-за грохота этой самой «машины». В лучшем случае слышно лишь неразборчивое завывание певца. Но и то, что удалось разобрать, настораживало...

Прислушавшись к музыке, под которую танцуют в районном центре, мы решили все же расшифровать те слова, что скрываются за грохотом электроинструментов, определить, какой курс предлагают своим юным слушателям (взрослые, как правило, эту музыку не приемлют) артисты вокально-инструментального ансамбля под руководством Л. Макаревича. Тексты эти произвели, мягко говоря, странное впечатление. Родилась мысль познакомить с ними идеологический актив района.

Итак, слушаю вместе с аудиторией тексты нескольких песен. Каким же рисуется «Машине времени» современный молодой герой?

Ты был из тех,
Кто рвался в бой,
И без помех ты с ходу
брал барьер любой...

Пока как будто все нормально: молодость, энергия, стремление выразить себя, добиться успеха... Но, стоп, послушаем дальше:

Любой запрет тебя манил,
И ты рубил и бил,
Пока хватало сил,
И был собой!..

Странное декларируется направление энергии советского молодого человека! Отрицание любых запретов. Во имя чего?

Оказывается, это «рубил и бил» было бессмысленно и бесцельно. Потому что:

Но если все открыть пути,
Куда идти и с кем идти?
И как тогда найдёшь свой путь?..
И вот ты встал, не сделал шаг.
Открытый путь страшил,
Что лютый враг...

Даже если откинуть неприличное глумление над дорогим каждому советскому человеку понятием: молодежи у нас открыты все пути, даже если не заметить этой «скрытой полемики», то герой песни производит по меньшей мере неприятное впечатление. Этакий здоровый лоботряс, в котором играют силы и который «берёт барьер любой», вдруг теряется перед встречей с открытыми путями в жизни. И эта беспомощность, инфантильность выдаются за эталон нашего молодого современника.

Дальше – больше. Оказывается, можно танцевать и под музыку «картинок» того же Л. Макаревича. Куда нее направляет взгляд юноши и девушки этот популярный «мэтр» эстрады? Вот картинка «У дверей кафе». «У дверей завал, народа скопление. Топтанье и пары. Но народа скопление не имеет значения: за дверью – швейцары». Впрочем, герой «картинки» легко минует это препятствие, поскольку швейцар, оказывается, действует «лишь в погоне за длинным рублём». Наш знакомый устраивается у столика, «как в ложе», и... «мое отчуждение назовем наблюдение». Что же он наблюдает? А вот что: «У стойки ребята, их лица помяты, в глазах глубина. Безусловно, ребята испытали в достатке веселящее действо(?) вина». В этом духе – вся картинка. Тут «за столиком дама, на даме – панама». Затем «товарищ с Востока», который «танцует жестоко» и которого «уводит старшина», и многое, многое другое.

«В милицейских движениях скользит раздражение», – меланхолично констатирует, автор «картинки». Раздражение, однако охватывает нормального слушателя этой полуграмотной ахинеи. Трудно отделаться от впечатления, что, подобные шедевры рождаются холодными сапожниками, глубоко уверенными, что «публика – дура», что она «всё слопает». Сами авторы понимают, впрочем, что это не так, и именно поэтому адресуются прежде всего неоперившейся молодежи: на танцах бывают в основном старшие школьники и учащиеся ПТУ. А самое главное, так ли уж безобидна эта стряпня? Ведь это косноязычие, помноженное на электрогрохот, выдается за настоящее искусство!

Участники конференции, заведующая отделом культуры райисполкома Л. Сайдакова, заведующая районной библиотекой М. Полынякина, директор СПТУ-4 В. Титов и другие с возмущением говорили, что налицо попытка подмены ценностей: вместо гражданской песни, философского размышления, оптимистической лирики зелёным ребятам и девчатам предлагается сомнительный эрзац. От него рукой подать и до идейно ущербных вещей.

Современные средства массовой информации – радио, телевидение – практически устранили технические барьеры для распространения музыкальных поделок. Но с тем большим тщанием надо отбирать их для массового воспроизведения, тем более строгим должен быть репертуарный контроль. А ведь записи «Машины времени», оказывается, звучат не только в райцентре – их слышали в Бундюре, Усть-Чае, даже на вахтах... Участники конференции потребовали навести с использованием магнитофонной музыки строгий порядок. И были совершенно правы. Партия только что указала нам на июньском Пленуме: «Нельзя, например, не видеть, что на волне... популярности подчас всплывают музыкальные ансамбли с программами сомнительного свойства, что наносит идейный и эстетический ущерб».

Н. ЕГОРОВ,
секретарь Чаинского райкома КПСС.

ОТ РЕДАКЦИИ: редакция надеется, что выступление Н.Н. Егорова еще раз обратит внимание секретарей партийных комитетов, руководителей органов культуры, ректоратов и комсомольских организаций высших учебных заведений, всего идеологического актива на недопустимость проникновения на сцену, эстраду, в массовое звучание ущербной, эстетически вредной музыки, так как этого требуют материалы июньского Пленума ЦК КПСС.

"Красное знамя", 30 июня 1983 года

В советских газетах только опечатки правдивы. «Гавнокомандующий». «Большевистская каторга» (вместо «когорта»). «Коммунисты осуждают решение партии» (вместо «обсуждают»). И так далее

Довлатов

 

О художественных достоинствах фильма «Душа», думаю, говорить не стоит по причине отсутствия таковых. Тем не менее участие «Машины» сделало фильм лидером проката. Но даже нас самих коробили свойственные режиссёру Стефановичу «небрежности». В редчайших случаях, когда участникам группы позволялось сказать какую-то реплику в кадре, её озвучивали другие актеры. Помните, узнаваемый Макаревич открывает рот, и... слышится совершенно не знакомый никому голос. И это лишь одна из десятков «мелочей», на которые режиссёр не обращал внимания. Как-то раз жена Макара Алка спросила, сколько лет Стефановичу. Узнав, что всего сорок три, сказала: «Жаль, что такой молодой, сколько ещё говна снимет...»

Пётр Подгородецкий. Машина с евреями. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2007. – 285 с.
С. 59

 

Желаете вступить в IEEE или создать группу IEEE? Хотите скопировать материал? Хотите написать нам? Электронная почта - tomsk@ieee.org (Олег Стукач)