A problem well stated is a problem half solved.
-Inventor Charles Franklin Kettering (1876–1958)
Мы все довольно хорошо решаем задачи [1]. Этому нас долго учили в школе. Как только у нас появляется задача, мы знаем, как очередной раз развернуть ее и получить решение. Но как же найти задачу?
Всем известно, что найти хорошую задачу – это ключ к исследованиям, но никто не учит, как это сделать. Инженерное образование основано на предположении, что существует предопределенные проблемы, достойные решений. Если бы это было так!
После многих лет управление исследованиями, я все еще не знаю, как найти хорошую задачу. Часто я обнаруживал, что хорошие задачи были очевидны только в ретроспективе, и даже годы спустя я иногда оказывался неправ. Тем не менее, я заметил, что были люди, которые обычно находили хорошую задачу, пока другие ходили вокруг да около. Итак, можно кое-что рассказать о том, как ученые искали хорошую задачу.
Крейг Партридж – пионер Интернета, недавно направил всем список открытых исследовательских задач в области связи и сетей, а также набор критериев, по которым можно судить, что представляет собой хорошая проблема [2]. Он предложил некоторые разумные рекомендации по выбору исследовательских задач, таких, как имеющие разумное ожидание результата, полагая, что кто-то будет пользоваться вашими результатами и что другие смогут найти возможность развивать и обеспечивать действительно открытую проблему.
Однако все это легче сказать, чем сделать. Для любой перспективной проблемы поиск может выявить множество предыдущих работ, но большинство из них будет трудно получить. С другой стороны, если нет предыдущий работы, может быть, это и есть причина того, что никто не заинтересован в этой проблеме. Вам нужно что-то среднее. Более того, даже в сформулированных проблемах вы должны видеть возможные пути решения и возможные пути получения мелкотравчатых результатов.
Сроки имеет решающее значение. Если открывается хорошая проблемная область, все бросаются на неё, и вскоре результаты не заставят себя ждать. Если задача не интересна, такое стадное поведение приводит к схлопыванию круга работ по теме практического значения. Реальный прогресс обычно исходит от последовательности постепенных и прогрессивных результатов, в отличие от тех, которые имеют только вариации на тему задачи.
Математик Ричард Хэмминг, работающий в Bell Labs, разделял его коллег на две группы: тех, кто работал за закрытыми дверями и тех, чьи двери были всегда открыты. Люди, у которых двери были закрыты, были более сосредоточены, но им не удалось в перспективе произвести непосредственные результаты.
Сегодня я думаю, что мы можем взять открытую или закрытую дверью в качестве метафоры для исследователей, которые активно включены в процесс исследований и тех, кто таковыми не являются. Это может быть нетворкинг [3] или чтение, в отличие от письма. Хэмминг отметил, что некоторые проводят все свое время в библиотеке, но никогда не выдают каких-либо оригинальных результатов, в то время как другие яростно пишут относительно невежественную литературу бредового характера [4].
Хэмминг был знаком с Клодом Шенноном, который знал многих известных ученых и инженеров. Клод Шеннон говорил что «эффект Нобелевской премии» – это результат больших достижений. И он считает, что можно решить большую проблему, не делая большую работу. «Жёлудь – это маленькая проблема, растущее из него дерево – это большое исследование».
Как и в жизни, нужно быть в нужном месте в нужное время. Иногда хорошие и правильные советы могут избежать работы над тупиковой проблемой. Я знаю – я делал это.
Партийная литература [5]
[1] Robert W. Lucky. "When the Problem Is the Problem. Finding the right problem is half the solution". IEEE Spectrum. July 2011. N 7. http://spectrum.ieee.org/at-work/innovation/when-the-problem-is-the-problem
[2] Крейг Партридж, http://www.ir.bbn.com/~craig/
[3] Аспирантский нетворкинг
[4] Как написать статью, напоминающую научную (чтение в постели или на заседаниях для тех, кто не может заснуть)
[5] Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. - Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 101-115.