Всем профессиональным инженерам известны две мегатенденции в
образовании: учиться всю жизнь и учиться дистанционно. К нашему
счастью, эти два направления ходят в паре, как Маркс и Энгельс,
клевер и люцерна, как осень и печаль – две подружки-сестрички,
как светофоры и электрички, как Чип и Дейл, как фанера и Париж.
Сейчас ясно, что дистанционное образование предпочтительнее
традиционного из-за большего разнообразия форм. Но следует учесть,
что дистанционное образование – это прежде всего технология «по
запросу», а не изучение всего, что возможно понадобится.
Потребность в постоянном обучении связана не только с быстрыми
изменениями в технологии. Экономические и социальные изменения не
менее важны: например, демографическое давление, вытекающее из
старения населения и быстрого перехода к глобальному обществу,
основанному на знаниях. Инженеры должны ожидать многократную
смену работы в течение их карьеры. И каждое изменение требует нового
знания и новых навыков. Своевременное обучение – это ценный навык
выживания, как для работников, так и для работодателей.
Преимущества традиционного образования не должны умалять ценность
образования дистанционного. Престижные университеты предлагают
много дистанционных курсов. Например, Стэнфордский университет
ежегодно разрабатывает около 200 курсов. Фактически больше чем 80
процентов университетов и колледжей в Соединенных Штатах теперь
предлагают курсы онлайн. Есть организации, наиболее известная из
которых – фонд Альфреда Слона, которая финансирует разработку,
методы оценки и идентификации лучших методов в асинхронном
дистанционном обучении.
В настоящее время нет одного самого лучшего способа обеспечить
дистанционное образование. Большинство соглашается, что методы,
которые включают по крайней мере немного взаимодействия среди
студентов и между студентами и преподавателем, наилучшие. Также
высоко оценивается смешанное обучение, в котором есть и дистанционные,
и традиционные виды.
Надо сказать, что дистанционное обучение оказало сильное влияние на
образовательный процесс. Некоторые университеты, чувствуя возможность
получения прибыли от частных компаний, открыли целые подразделения для
заколачивания бабла. Но поскольку бизнес-планы и интересы компаний не
стыковались с привычной деятельностью университетов, эти палатки и
ларьки были свернуты.
Остались лишь те, чьи курсы востребованы. Намного более успешными
стали университеты, которые объединили их продукты электронного
обучения с техническими программами. При этом электронные курсы – это дополнение к техническим программам. Например, опенсорсный
проект Массачуссетского технологического института – это целый
комплект материалов, включая примечания к лекциям, программы,
билеты к прошлым экзаменам и рабочие тетради, доступные для любого
по Интернету (главным образом бесплатно). И наоборот, большинство
образовательных учреждений сосредотачивается на том, чтобы
предлагать курсы для обучения и получения квалификации по Интернету
за плату. Восемьдесят процентов колледжей и университетов в
Соединенных Штатах, предлагающих онлайн-курсы, по существу предлагают
традиционные образовательные услуги, только в другой форме.
Это хорошо согласуется с ролью общества связи IEEE. Статья 1.2
конституции ComSoc заявляет, что «научные и образовательные цели
Общества – (а) продвижение теории, практики и приложений техники
связи и связанных с ними направлений и наук; (б) профессиональный
рост, направленный на поощрение высоких профессиональных стандартов и
развитие компетентности членов общества». Как можно заметить,
образование – это фронт и центр ComSoc. Почти у всей нашей
деятельности есть образовательный элемент.
Многие, если не все действия ComSoc нацелены на обеспечение
возможностей для наших членов, чтобы остаться в информационном потоке.
Примером служат наши весьма уважаемые журналы. Наши
сверх-профессиональные конференции также выполняют эту цель. Те, кто
посещают наши главные конференции, включая ICC и GLOBECOM, знают, что
они сопровождаются множеством учебных программ по последним
достижениям практических технологий. Также достойна упоминания наша
программа выдающихся лекторов, которая командирует наиболее опытных
инженеров ComSoc для чтения лекций в колледжах и на встречах групп
IEEE во всем мире.
Как же тогда мегатенденции в образовании будут затрагивать ComSoc и
его образовательные услуги? Ответ на этот вопрос не однозначен.
Сама популярность программ образования онлайн сужает наш центр. Нет
никакой потребности в ComSoc, чтобы копировать услуги, с готовностью
доступные в другом месте, если у нас нет причины полагать, что мы
можем сделать их лучше. Мы также должны быть осведомлены о стоимости
новых программ и знать, что они отличаются или почти отличаются от
известных. Как все успешные организации, мы должны сделать все, что
мы можем, чтобы усилить наши возможности. Первая сила ComSoc – наше
членство. Лучшие, наиболее осведомлённые и самые опытные
инженеры-связисты со всех континентов – это члены ComSoc. Наша
стратегия состоит в том, чтобы усилить наше членство, чтобы расширить
нашу текущую образовательную деятельность в появляющемся мире
пожизненного дистанционного образования.
В будущем члены ComSoc могут с нетерпением ждать несколько новых
инициатив, что в наших силах, поскольку мы создаем новые
образовательные онлайн-услуги. Уже сейчас у нас есть онлайн-версии
наших самых популярных учебных программ конференций. Мы объединились
в команду с технологическим институтом Стевенса, чтобы создать и
опубликовать несколько онлайн-курсов в ближайшее время. Мы также
публикуем в интернете лекции наших выдающихся лекторов. Мы организуем
не только запись, но и живое вещание с обсуждением и вопросами
аудитории.
Кроме учебных онлайн-программ и отличных лекций, мы бросили вызов «старому» способу делать вещи. IEEE уже давно предлагает сетевые
версии большинства изданных Институтом журналов. Другая тема для
размышлений – будущее конференций. Например, в университетах быстро
набирает обороты смешанное обучение (комбинации локального и онлайн-обучения), В учебной аудитории преподаватель больше не «мудрец-молодец», а сторонний экскурсовод. В этом качестве
преподаватель организует материал и делает его доступным онлайн.
Затем он действует как помощник, наблюдая, как ученики взаимодействуют
с материалом и друг другом. Это в полной мере необходимо делать и на
технических конференциях. Не «один мудрец-выступающий», а
реалистический поиск способов построить смешанное обучение, учитывая
тот факт, что все больше посетителей приносит компьютеры, которые
могут подключиться к беспроводному интернету в месте конференции.
Итак, образование – это изменяющийся мир. ComSoc, как и все
организации и учреждения, приспосабливаются к изменениям. Мы живём в
захватывающее время быть частью этого. Так что не будьте застенчивы.
Если у вас есть идеи, мнения или время, которое вы хотели бы
добровольно предложить, мы с удовольствием выслушаем вас.
Партийная литература
Celia Desmond, Dale Harris. ComSoc's Education Activities // IEEE
Communications Magazine, 2003, March, p. 6-7.