Совет по образовательной деятельности IEEE (IEEE Educational
Activities Board) ввёл программу технического английского языка
(Technical English Program, TEP) в число стандартных образовательных
услуг, оказываемых всем членам IEEE. Для обмена опытом в организации
занятий по программе TEP 2–4 октября 2009 г. IEEE провел семинар в
одном из лучших отелей Санкт-Петербурга Corinthia Palace Hotel. Это
четвёртая программа общества образования, знаменующая собой начало
новой фазы этой инициативы IEEE. В программе участвовали более чем 20
представителей научных групп и образовательных учреждений 2, 8 и 9
регионов IEEE, директора программы и почти 40 студентов
Санкт-Петербурга. Они стали свидетелями и активными участниками
грандиозного интенсивного и диалогового шоу, разработанного специально
для того, чтобы дать возможность студентам применить их навыки и
способности в техническом английском языке ко множеству технических
проблем.
Как пишут на сайте IEEE, в мировой экономике движение людей и идей
вне традиционных географических границ ускоряется как за счёт
экономического роста, так и расширения профессиональных возможностей.
В инженерной деятельности английский язык стал главным языком
профессионалов, работающих на кросс-национальной основе. Но большая
часть академических программ по обучению инженеров следующего поколения
разрабатывается в развивающихся экономических системах и
географических областях, где английский язык не является родным.
Дипломированные специалисты с их навыками не будут конкурентоспособны,
если они не справятся с глобальным профессиональным техническим
языком. Удовлетворяя эту потребность, IEEE разработал для студентов и
преподавателей ряд программ технического английского языка, на которых
могут быть построены дисциплины учебных планов вузов.
Первые программы из этой серии, спонсированные Советом директоров по
образовательной деятельности IEEE и Северо-западной российской секцией,
были проведены в Санкт-Петербурге в течение ноября 2007 г., мая и
декабря 2008 г. Каждый семинар включал презентации экспертов IEEE в
некоторой предметной области и давал возможности каждому студенту
сделать презентации на английском языке для других участников и
получить обратную связь.
Члены 8 региона также участвовали в отдельном заседании совместно с
добровольцами и штатом IEEE. Они изучили структуру и работу
петербургской программы, методологию едукации IEEE, методы и ресурсы,
доступные, чтобы начать подобные проекты в других учреждениях секций
IEEE. Электронные копии всех материалов были предоставлены на сайте IEEE.
Для автора этой, с позволения сказать, статьи Петербург – это прежде
всего невозможное ни в одном другом месте вселенной редчайшее
сочетание имперской роскоши с феерическим питерским пролетариатом,
точнее, самой революционной его частью. Со времени прошлого приезда в
этот город эти люди прибарахлились и к помойкам подъезжают с тележками
из супермаркетов. Семинар начался с приезда московским поездом на
площадь «Город-герой Ленинград» и размена сторублёвки на метровые
жетоны. Тут же подрулил питерский бродяга, произнёсший
исторически-революционную фразу: «Коллега, угостите жетончиком!»
Организаторы праздника вложились в отель «Коринтия» с номерами всего-то
за 210 евро за ночь. IEEE гуляет по-чёрному. Мне бы эти деньги
деньгами – я бы распорядился ими с большей пользой. Но в САСШ умеют из
ерунды сделать шоу. Трёхдневная программа началась в полдень с обеда и
докладов директоров программы Моше Кама и Чука Хикмана. М. Кам,
профессор Дрексельского университета (Филадельфия, США) как
председатель одного из главных Советов директоров IEEE, кандидат в
президенты IEEE этого года и избранный президент следующего, рассказал о расширении общеевропейских
рамок TEP и программе предуниверситетской деятельности trynano.org.
Если предположить, что существует три уровня понимания языка – элементарный, средний и высший, то для участия в TEP требуется уровень
не ниже среднего. Задачи, которые могут решаться участниками, могут
быть такими: перевод статей из Спектрума, подготовка технических
презентаций, подготовка статьи для ньюслеттера IEEE, проведение
дискуссии о технических задачах, которые решаются участниками в
настоящее время, написание тезисов на родном языке, поиск литературы
по какому-либо вопросу, участие в интервью как кандидат на вторую
программу TEP, участие в интервью как кандидат на должность.
Алина Альварез из Уругвая рассказала о том, как учили английский язык
в разное время – в 60-х, 70-х и так далее, о различных подходах к
обучению – когнитивном, гуманистическом, коммуникативном. Она
толкнула речь про то, что есть разные уровни осознания языка – от
простого импринтинга годовалыми детьми до осознания второго языка на
базе родного уже взрослыми людьми через приобретение и изучение.
Разница, как мы все понимаем, колоссальная. Многое зависит от того,
кто ваш учитель, какова его степень вовлечённости в использование языка
и каков его фоновый опыт. А сейчас всё ещё хуже, так как требуется уже
не один преподаватель, а команда. И это другой уровень и другие деньги.
Ещё забыл сказать, что семинары в Петербурге особенно замечательны
встречей с очаровательными девушками, тяготеющими к радиоэлектронике.
Под
управлением одной из них был проведён следующий вероломный для
иноземцев спектакль: на доске было написано выражовывание «рад
встрече» с транскрипцией транслитом, и каждый участник должен был
произнести его так, как слышит. Полученное разнообразие новых звуков
изрядно повеселило. Понятно, что мы говорим на английском не менее
смешно. Сосед из Турции спросил меня, что это значит. Сразу
вспомнилась байка про то, как приехавших в лумумбу негров учили
русскому мату, «переводя» им все матерки невинными фразами типа «спасибо» и «здравствуйте». Если бы так сделать на семинаре, шоу бы
только выиграло.
Вопросы Алине задавал, в основном, А.Г. Микеров. Первый был связан с
тем, преподают ли в Уругвае технические курсы на английском языке. У
нас с этим проблемы – согласно конституции русских надо учить на
русском. Алина ответила, что при обучении в Уругвае английский – это
второй язык, и он обязателен. Преподавание ряда дисциплин на
английском ввели три года назад для старших курсов. Известно, что
немцы учатся на английском, в других странах похожая ситуация. Второй
вопрос был связан с тем, для кого полезна TEP. Алина считает, что для
всех – носителей языка и тех, у кого родным является другой язык.
Микеров считает, что только для вторых. Что касается программы TEP в
Уругвае, то она необязательна. Но от желающих просто отбоя нет.
Александр Микеров рассказал о петербургской модели TEP. В
Санкт-Петербурге эта программа развивается уже более пяти лет. Первое
предложение в IEEE было подано в апреле 2005 г. на встрече
представителей секций 8 региона. В то время в России было 710 членов
IEEE при 145 млн. населения – то есть 1 член на 180000 человек, а, к
примеру, в Финляндии, находящейся в 200 км. и 4 часах езды от
Петербурга, 969 членов на 5,3 млн. человек, то есть 1 член на 5500
жителей. Понятно, что TEP способствует увеличению члена членства. В
программу хорошо вложились – $1486 в апреле 2006, 8 регион подбросил
$13470 на 10 групп, $2000 из секции плюс программа выдающихся
лекторов, книги и все прочее. Первая группа TEP начала учиться в
сентябре 2006 г. в составе 30 человек, были прочитаны курсы Микерова,
семинар К. Рихтера «Развитие навыков лидерства и менеджмента». В 2007 г.
участников было 52, в 2008 г. – 57 чел. В 2007 и 2008 г.г. для
проведения занятий приезжал Моше Кам, который провёл курсы в Хотеле
Ренессанс для 23 и 34 человек соответственно. Все окончившие получили
сертификаты. Обязательным условием участия в программе является
членство в IEEE. Первый семестр членство для студента бесплатное,
потом надо платить.
В результате благодаря TEP в ЛЭТИ 72 студента – члены IEEE. Семьдесят
два! На курсах проучилось 62 штуки. Каждый платит сам 25$ за членство
и 100$ непосредственно в ЛЭТИ за программу «технического английского
языка». Мотивация: 1) городские цены на курсы английского на порядок
выше; 2) поехать по обмену учиться в Финляндии в Лаппеэнрантский
техуниверситет без знания языка невозможно, так как это необходимый
пререквизит для учёбы там. Характерно, что родной университет никак
не помогает развитию программы, что ещё раз подтверждает ленинское
определение современного образования. Выводы: 1) туториалы приезжих
лекторов очень важны; 2) опыт ЛЭТИ может пригодиться всем и каждому;
3) TEP – это пререквизит к любой студенческой деятельности в IEEE;
4) инженер без английского – всё равно что студент без компьютера.
Уже на следующий день в перерывах за рюмкой чая студенты говорили, что
в членстве в IEEE для них нет особой внутренней необходимости. Это
одна из причин неявки 12 человек на программу. Сказать, что Микеров
был взбешён этим – значит ничего не сказать. Но студенты есть
студенты. «Туториал обязательно должен быть платным», – заявил он.
– «Пусть заплатят 100 долларов, все явятся»! Примерим эту ситуацию на
Томск и станет ясно: никто не заплатит и никто не придёт. Не та
конкурентная среда, и программы обмена работают только для тех
студентов, у коих есть на это желание и деньги. Редкое сочетание.
Вечерний приём для наблюдателей и студентов в «Последнем дворце» на
Наб.Мойки, 23 завершил день. Начальство толкнуло свои речи и объяснило
присутствующим программу следующего дня. Участники познакомились друг
с другом. Количество еды превзошло все разумные пределы, но большинство
участников не имело достаточно опыта для этого стойбища, поэтому
им несколько обломилось. Почему-то чай-кофе-тортики были лимитированными
и выдавались по одной штуке в одни руки.
Главное мероприятие было проведено в отеле и заняло целый день с
перерывом на роскошный обед. Программа состояла из выполнения
студентами ряда заданий. Например, надо было решить логическую задачу:
расположить африканских животных в коллекции в такой последовательности,
чтобы они не перегрызли друг друга. Или составить пары совместимых
по сложным запутанным критериям людей. По биографии известного человека
надо было составить список 10 фактов. Они зачитывались последовательно,
а аудитория должна была угадать персонажа. Кто дольше всех продержится,
тот и выиграл. Этот конкурс произвёл настоящий фурор. Ещё надо было составить описание выданной каждому столу
картины. Затем описания картин были перетасованы по столам, а сами
картины восстали по периметру зала, и их надо было найти. При этом
одна картина типа была украдена, и ошибиться с описанием не составляло
труда. Хотя никто вроде не ошибся. Какое это отношение имеет к «техническому английскому», спросите вы? На этот вопрос хорошо ответил
А.Г. Микеров: конечно, можно было пойти традиционным путём – и
америкосы его поначалу предлагали – прочитать лекцию. Но найти
предметную область, с которой примерно одинаково знакомо много народа
с разных факультетов – это анриал. Да лекция ведь гораздо хуже того,
что было. А было действительно шоу. Лучшие участники получили
(бес)ценные подарки из рук Моше – его вроде президентом на следующий
год выбрали.
Утром 4 октября организаторы запланировали завтрак и небольшой разбор
полётов прошлого дня. Но получилось нечто среднее между похвалой
участникам и обсуждением идей по следующим программам такого рода.
Наиболее продолжительным было выступление участника из Сербии, который
проехался по школьно-вузовскому английскому в его сербском варианте,
сказав, что языку учат без его технического содержания и без навыков
общения. Во многих университетах стран Югославии английский
обязателен, но что это за уровень? Хуже статьи из Спектрума. Ну а что
касается soft skills, с этим вообще проблемы. Много студентов
осознают, что написать CV, грант, статью не менее важно. Но как
научиться? И тут сразу появилось много желающих высказаться, но
примерно похожим образом. В частности о том, что учить надо не
шекспировскому английскому, а electrical English. Сложность состоит
в том, чтобы найти препода electrical engineer со знанием electrical
English и создать подходящие учебники, не коммунистические и не
американские. Ещё было замечательное алаверды представителя из
Турции, где английский обязательно преподаётся с первого курса и
все довольны, все смеются. Всё, что им надо – это разные программы
TEP с разным содержанием.
Основное достоинство программы состоит в том, что она формирует
навыки коллективного общения посредством совместной деятельности.
С переводом худо-бедно справляются, а вот с общением у нас давние
проблемы, которые следуют из традиций недавнего компрошлого.
Организаторы TEP предлагают определить, подходит ли программа к своей
локальной секции и определиться с стейкхолдерами, заинтересованными
в запуске программы. Организовать TEP успешно может только секция:
ни бранч, и чаптер не имеют соответствующих ресурсов. Необходимо
создать комитет из 4–7 членов секции для определения плана, включить
преподавателей английского языка. Задачи комитета – выработка ключевых
факторов успеха, структуры, размера и цели программы. Составляется
временной график, включая стоимость каждого этапа. Далее формируется
пилотная программа, проводится её пробный запуск и тестирование на
участниках-добровольцах. Конечно, у общества едукации нет денег на
много программ, но долевое финансирование никто не отменял. Где взять
средства? Есть по крайней мере семь источников, семь составных
частей марксизма:
1. Локальные секции и группы.
2. Промышленность.
3. Частные лица, собственные средства участников.
4. Фонд пожизненных членов IEEE.
5. Фонд IEEE.
6. IEEE RAB.
7. Фонд новых инициатив IEEE.
Как заметил в своей заключительной речи М. Кам, «IEEE EAB всегда
помогает искать средства, если сформирован план и пилотная программа.
Мало того, формы всех материалов, включая экзаменационные билеты,
могут быть высланы. Создан сайт TEP. Таким образом, кроме традиционных
видов деятельности секции, включая курсы и конференции, добавляется
программа TEP. Еще один проект EAB – это сайт tryengineering.org. Всё
это наша территория: и биология, и механика, и конечно химия, так как
мы заняты едукацией в любой предметной области». С пожеланием чего-то
делать в этом направлении и бурные, продолжительные аплодисменты,
переходящие в овацию, все и расстались. Хочется опять поблагодарить
Владимира Р. за кликуху «сибирский друг редкой профессии», экскурсию
по неочевидным местам Петрограда, включая Кронштадт и кабак на
Маяковской, роскошь человеческого общения и всё-всё.