«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Эта песня из пионерского
детства до сих пор не даёт покоя. У нас всегда было от чего приторчать.
Еще в школе учительница обществоведения, рассказывая про борьбу и единство
противоположностей, в качестве примера приводила «положительный» и «отрицательный» полюсы батарейки. Затем, уже в аспирантуре, листая
диссертации коммунистических времен, находил не менее забавное: «В последнее время всё большее внимание уделяется разработке
сравнительно новой области теории управления – методов случайного
поиска. Эти алгоритмы, обладая большой универсальностью, гибкостью,
простотой реализации на ЭВМ, являются одним из эффективных средств
для достижения целей, предусмотренных Директивами 24 съезда КПСС» (?!)
Но настоящая «смехопанорама» разверзлась при переходе в разряд «преподов».
Первый же курсовой проект порадовал таким, например, перлом изящной
словесности.
«В этой работе найдено всё, что требовалось найти».
Так было положено начало «папке со смехом». Папка постепенно выросла
до размеров ящика письменного стола.
«Целью этой курсовой работы является найти неизвестные передаточные
функции».
«В результате данной курсовой работы были получены неизвестные
передаточные функции».
«При преступлении к разработке...»
«Моя курсовая работа связана с детектированием».
«Все, что было раньше, повторится два раза».
«Координаты осей координат».
«Описание подпрограммы я приводить не буду, так как в ней трудно
будет Вам разобраться».
«АЧХ имеет горб, подъем крутизны спада которого...»
«Затем фазочастотная характеристика, как забитый шланг, поворачивает в...»
«При выполнении данной курсовой работы я научился работать с
дифференциальными уравнениями, хотя и не получил конкретных
результатов после выполнения работы... Значит, в программе есть какая-то
неувязка, которую найти я не успел за неимением времени, которое
потеряно по моей вине... Понимая, что эта работа – явная халтура, я...»
«Программа работает, но не так, как хотелось бы. Но все же не
смотря на это работа была проделана с большим хотением получить
правильный ответ... И эта курсовая работа останется у меня в памяти,
как работа, которую я сделал бы как надо».
«В наших экспериментах таких результатов не было, вероятно их нужно
получить самому, сидя за столом с карандашом в руках и светлыми мыслями
в голове, лучше всего за чашечкой кофе, т.к. кофе повышает
работоспособность мозга».
«...но мы ничего изменять не будем, потому что неохота считать все опять.
Оставим все как есть».
Да, силы надо экономить. «Курсовая работа – это очень хорошо (?!), но у
меня есть более важные дела». Тем более, что все задачи давно уже решены
и надо лишь найти, в каком месте. Прелестные работы встречаются у
студентов, с легкостью необыкновенной переписывающих коммунистические
учебники. При этом они не задумываются, что выражения, тщательно ими
компилируемые, уже давно приобрели иное звучание. Куда там
гинекологической рекламе по телевидению!
«Переходный процесс состоит из свободного и установившегося членов.
Рассмотрим установившийся член».
«С момента появления человека появилась необходимость в создании
усилителей. Человеку разумному необходимо было переносить тяжести –
куски убитого мамонта».
«Для устойчивости системы необходимо, чтобы вектор, описывающий своим
концом кривую...»
«В настоящее время трудно представить семью, в которой не светился бы
по вечерам наш голубой друг».
Друзей, как известно, не выбирают. Вот еще один пример любви и
дружбы отдельных представителей грызунов науки.
«Что ж, в жизни все не идеально. Впрочем, если из кучи неидеальных
звеньев выбирать лучшее, то это интегратор, я вообще питаю некую
страсть к интеграторам. Еще бы: на вход подаем прямоугольный импульс,
а на выходе будет треугольный. Дифференцирующее звено – ерунда по
сравнению с ним».
«А в целом мне курсовая работа очень понравилась, и если бы удалось
построить график и увидеть результат вычислений, я был бы намного
счастливее».
Вот уж не думал, что так мало нужно для счастья. Ладно, хоть одному угодил.
Особую роль в обучении занимает вызов к доске. Конечно, «если не
знаешь, что рассказывать, то нечего к доске и тело выносить». Но
что делать, если вызывают?
– Здесь я ничем не могу Вам помочь (!?)
– Нельзя ли поразборчивей?
– Зачем? Это я так, для себя...
– Пронормируйте амплитуду.
– В каких единицах ?
– И это Вы называете конспектом лекций ?
– Нет, это его частный случай.
– Транзисторы глухо заперты.
Но это всё потом, когда занятия начались. Сначала надо привести
публику в чувство, особенно на первой паре, либо на любой, если вчера
был праздник. Некоторые преподы пытаются бороться с опозданиями. Какая
наивность! Максимум, что они могут услышать от ввалившегося в аудиторию
предельно вежливого студента:
– Извините за выражение, что зашёл.
Ещё надо помнить, что «если сегодня выдана стипендия, послезавтра она
торжественно заканчивается». Тогда наступает время добывания денег.
– Можно вам сдать курсовой проект ... на реализацию?
– Можно, но больше трёх за него не дадут.