А ваш вуз еще не член ЗАСРУ (Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй), а по буржуски – загадочной аббревиатурой CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate)? А мы уже давно! Оказывается «ТПУ
присоединился ко Всемирной инициативе CDIO» [1]
ещё в октябре 2011! А мы ни сном ни духом. Мы-то кафедральная
деревенщина на окраине города и не знаем, какие преобразования идут
полным ходом в главном корпусе. Там собрали команду переводчиков,
перевели «стандарты» ЗАСРУ, издали стостраничные методички и велели
преподам писАть учебные программы по стандартам (с учетом
рекомендаций) ЗАСРУ. Вот так открытие. Идиотов намного больше, чем мы
думаем и тем более больше, чем нас. Химики у нас давно преподают «основы инженерной деятельности». Химкорпус расположен напротив
главного. Дальше химиков дело не двинулось, масштабы университета
видимо не позволили из-за большого декремента затухания.
В чём же идея Всемирной инициативы ЗАСРУ? Оказывается, западные
страны весьма и весьма озабочены перекосом обучения в теоретическую
плоскость, а вот с практикой проблемы. То есть новоиспечённые
инженеры много знают, но ни черта не умеют. Почему-то пришла в
умственный мозг давняя пародия А. Иванова:
Сердцем чувствую: что-то не так.
Стало ясно мне, трезвому, грустному,
– я по письменной части мастак,
Но слабею по русскому устному.
Далее автор пошёл по пивным послушать «устную речь многоцветную».
«Слов немного – ну, может, пяток, Но какие из них комбинации!» Именно этих самых комбинаций не хватает для описания внедрёжа
Всемирной инициативы у нас.
Если театр начинается с вешалки, то квазиуниверситет – с
псевдолабораторий и лженаучных образовательных центров. Создаются
они просто: на обычные лаборатории прикручиваются таблички с
необычными названиями, в этих лабораториях делается евроремонт,
закупаются всякие мебеля и процесс по превращение их в загадочные
лаборатори завершён. Вуаля!
Вот простой пример [2]. «Первая буква в аббревиатуре CDIO – C, Conceive, то есть «задумывать».
Чтобы задумать нечто, нужна непринуждённая обстановка, располагающая к
общению, творчеству. В комнате за этой дверью <...> слева – зона
отдыха: чёрные и синие пуфики, раковина с чашками для чая-кофе. Справа
за перегородкой – круглый стол и несколько стульев с оранжевой обивкой. <...> Обстановка способствует тому, чтобы все друг другу могли в глаза
смотреть и общаться».
Да мы-то как раз не против. Мы согласны. Друг другу в глаза. Дружбу
сексом ведь не испортить.
Я когда тогда (С)Горбачёв шерстил сайт АГУ, не оценил масштабов
содеянного. А ведь help! We're overrun by nerds and slackers!
Университет пошёл далеко дальше и решил прикрутить это псевдоучение
к жизни. Больше всех в этом вопросе преуспели на зверофаке.
Открыли Научно-образовательный центр робототехники и медицинского
приборостроения. Ужи и ежи теперь живут вместе. Разработали учёбный
чудо-план, который ухватил самую суть этого псевдоучения на примере
проектного обучения по разведению и кормлению гусей в условиях
астраханской области. По этому учёбному плану предлагается на истории
изучать историю традиций птицеводства и гусеводства у народов России
и астраханской области, на математике – учить лишь считать поголовье
гусей и норму гусиных кормов с применением статистических методов, на
биологии и зоологии изучать лишь одних гусей, на информатике – учить
как в интернете искать информацию о гусях, на иностранном видимо
учить гусиный язык. Только с физикой вышла проблема, тут фантазия
иссякла. Они умудрились этот чудо-план выложить в сеть.
Но продолжим чтение этой уникальной страницы [2]. «Что касается
использования CDIO в подготовке гуманитариев, то здесь Астраханский
университет надеется внести свой вклад в развитие Всемирной
инициативы». Конечно, ведь две кружки дерьма на вентилятор лучше, чем
одна. «<...> практическая направленность есть устремление к реальным
проблемам, которыми философия в последние годы также занимается,
например – это вопросы становления информационного общества...» Да несомненно, кто ж спорит! Именно философы создали мобильную
связь, Интернет, базы знаний, пиринговые сети, систему глобального
позиционирования. Это они, родимые. Что за жизнь без них, без их
информационного общества? Прозябание, да и только.
Звонит подруга и говорит: «Представляешь, я в печали. Сын умудрился
поступить на гумфак (вдумайтесь: гум-фак! есть анекдот про то, что
нацюцюрник гумчатый с украинского переводится как презерватив) на
направление «философия», снять квартиру и съехать». А чем я мог
успокоить смятенную душу? Понимаешь, говорю, чтобы жить, надо работать.
А философствовать можно тогда, когда всё есть. У него есть ты. На
квартиру у него есть твои деньги. Работать не надо. Учиться – мама
дорогая, чему там учиться? Вокруг море подружек. Вот приходит он
домой с подружкой, а там – ты. Нафиг ты в этот момент нужна? Конечно
тут нужна квартира. Нужен комфорт. «А как же великие философы, ведь
Сократ вёл беседы на рыночной площади, Диоген жил в бочке». «Начнём с
того, что сын в лучшем случае будет «бакалавр философии». Разницу
с Сократом понимаешь? Во-вторых, ну-ка назови навскидку 5–7 фамилий
великих философов. Заметь, что это Греция, древняя Индия... И никого
из Сибири. Ни-ко-го! В Сибири нет и не может быть ни одного философа
по определению, потому что элементарно нужно бороться с холодом. Если
жопа мёрзнет – тут не до любви к мудрости, дрова надо рубить.
Проблемами они занимаются информационного общества, плакать хочется.
А вот ТУСУР отстал. Да, отстал от паровоза прогресса [3, 4].
Доклад на тему «Международные подходы к реформированию инженерного
образования» представил начальник Отдела международного сотрудничества
ТУСУРа Геннадий Анатольевич Кобзев. Февральская, как видите,
революция новость. Чем же так заняты были реформаторы? Ну, понянтно,
инбридингом [5]. Напомню, что это близкородственное скрещивание
сельскохозяйственных животных. Вклад зверофака АГУ в ЗАСРУ мелок и
смешон. Партия и весь советский народ уверены, что томчане переплюнут
его. Сначала они как туристы с котелком носились больше года с
«тройной спиралью» [6]. Вот кто «бороздит физическое пространство».
Но запал иссяк, теперь они выращивают «Тропический лес в Томске» [7]!
Общая методология со Всемирной «инициативой» здесь в том, что для
внедрёжа псевдоучения взята яркая метафора, вызывающая двусмысленные
аллюзии и позволяющая пофилософствовать годами, гребя из бюджета.
А что там с лабораторией [2] с чёрными и синими пуфиками? Там «Пластиковые «небоскрёбы» сохранили на память о визите «профессора
Вислера. Для студентов он провёл деловую игру: три группы с разных
факультетов получили задание построить из пенопласта настолько
устойчивые небоскрёбы, чтобы на верхний этаж можно было поставить
бутылку кока-колы. Все три конструкции устояли».
Конструкции из пенопласта устояли, а вот система образования устоять
не смогла. Если уж демонтировать высшее образование, так до уровня
тропического леса и под красивой дымовой завесой с сомнительной
аббревиатурой.
Партийная литература [8]
1. ТПУ присоединился ко Всемирной инициативе CDIO http://news.tpu.ru/news/2011/10/26/1402-tpu_prisoedinilsya_k_cdio.html
2. Инициатива CDIO в мире и в Астрахани http://ecsocman.hse.ru/text/50364982/
3. ТУСУР присоединился к Всемирной инициативе CDIO http://www.tusur.ru/ru/news/index.html?path=2013/01/17.html
4. 31 января в Доме учёных состоялась отчётная конференция Института инноватики по итогам 2012 года http://www.tusur.ru/ru/news/index.html?path=2013/02/06.html http://www.tusur.ru/export/sites/ru.tusur.new/ru/news/2013/02/06-2.jpg
5. 43 международный симпозиум по научному эмбридингу, инбридингу и инцесту
6. Тройная спираль
7. Тропический лес в Томске http://www.tusur.ru/ru/news/index.html?path=2013/02/19.html
8. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. – Полн. собр. соч. – Т. 12. – С. 101–115.