Совсем недавно трамплин судьбы забросил меня на сайт к 100-летию со дня рождения заслуженного профессора ТПУ А.Г. Стромберга. Чтение оказалось более чем завораживающим. Особенно порадовала страница о хобби, где вам рекомендую скачать статью «Музыка в моей жизни».
Вот что пишет Армин Генрихович.
Первая нотная тетрадь, которая мне попалась под руку, оказался том, в котором были переплетены три цикла пьес Шопена: прелюдии, скерцо и полонезы. Я обратил внимание только на прелюдии <...> Всего я играю сейчас наизусть (подряд!) тринадцать прелюдий. Занимает это около сорока (!) минут <...> Выбор же именно прелюдий среди других циклов пьес Шопена, без сомнения, связан с тем, что они имеют определенный философский характер. Они не «приедаются», сколько раз ни повторяй их. <...> Возможно, в повторном проигрывании комплекта прелюдий почти каждый день есть и какой-то психологический и физиологический смысл. Я часто размышляю на эту тему и прихожу к выводу, что и в более широком смысле систематические занятия музыкой (я имею в виду в первую очередь игру на фортепиано) полезны для психического здоровья <...> Я где-то читал, что прелюдии для исполнения относятся к наиболее сложным сочинениям Шопена, хотя технически большинство из них сравнительно не сложны. Например, из 25 прелюдий мне труднодоступны только семь. И я их практически не играю. При моем уровне техники игры на фортепиано труд на их игру «с листа» и разучивание не оправдывает, как мне кажется, удовольствия, которое я получу в процессе самого разучивания и доведения их до той кондиции, на которую я способен. Самый факт того, что я способен запомнить такое большое число прелюдий и играть их одну за другой «без нот» внушает определенный оптимизм: «Ещё не совсем выжил из ума старик! Память не потерял. Способен еще запоминать такие сложные пьесы наизусть». И это поднимает настроение.
Статья предваряется эпиграфом «Истинной жизни нет без искусства» (Еврипид). Да кто бы сомневался. Организовав перевозку фортепиано с родительской квартиры на свою, первое, что я сделал – скачал ноты вальсов Шопена. У меня с давних лет были записи всего Шопена, но прелюдии не произвели ровно никакого впечатления. Никакой философии там нет. Логики тоже. В вальсах она вроде есть, и я начал разбор. И что выявилось? Оказалось, Шопен умудрился их написать в самых кривых тональностях. Создалось устойчивое впечатление, что это он сделал специально, как сержант из известного анекдота, заставляющий солдат подметать плац ломом. Простое транспонирование в ре-минор уменьшает заплетаемость пальцев при моей технике вдвое. Но делать это... да и сколько времени займёт!
Рассказав как-то раз в одном институте об этой замечательной идее Стромберга проверять наступление маразма у себя игрой на фортепиано, я заметил, что зам. директора как-то подозрительно внимательно меня слушает. А другой собеседник возразил: «А работая на компьютере разве это не поймёшь?» «Нет, – сказал зам. директора, – точно не поймёшь». Видимо он прав – когда на кафедральных посиделках Ройтман в очередной раз начинал нести ахинею и сам себя спрашивать: «Не достиг ли я уровня маразма? Нет, я в порядке, ибо ещё преподаю и консультирую студентов», хотелось ему заметить: Марсель Самуилович, уже давно достиг. Как и все ваши друзья.