Сегодня самая инновационная компания США – не Apple или Google, не Facebook, Boeing или Intel [1]. Это государственная бесприбыльная корпорация Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), которая соревнуется с «бешеными псами» коммерческих инноваций и демонстрирует важность науки и техники для обеспечения национальной безопасности.
«Не потребность, а война – мать
изобретения».
Есть более важный урок – «малое может быть большим». Пентагон тратит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы более 75 миллиардов долларов США в год, а доля DARPA составляет менее трёх миллиардов долларов. Для сравнения, компании Ford и GM каждая тратит больше средств на НИОКР, чем DARPA. Также тратят больше компании Intel и Microsoft, Cisco и Merck.
Агентство перспективных исследовательских проектов с момента своего создания в конце 1950-х годов подвергалось сильной критике за намерения вложиться в ряд перспективных областей. Но архитектура сети связи ARPANET, первоначально задуманная для защиты компьютерных сетей США от советского удара, окупиласьс лихвой. Всё это в итоге привело к появлению Интернета. Позднее агентство было переименовано, точнее было добавлено слово «оборонных» для подчёркивания его военной ориентации, и стало воистину легендарным.
В течение последнего десятилетия DARPA разложилось. В середине 2000-х годов, в разгар иракской и афганской войн, Агентство взялось за слишком большое количество боевых задач, которые слопали все ресурсы. Директор DARPA жаловался на трудности поиска технологии для предотвращения взрывов придорожных мин в Ираке и Афганистане. Десятки решений были забракованы, а после того, как противник вносил усовершенствования, разработки надо было выбрасывать. Вследствие этого DARPA оказалось не в состоянии тратить сотни миллионов из бюджета. Контракты отнимали всё больше и больше времени, а финансирование смелых проектов и грантов университетов упало в два раза.
Три года назад DARPA начало быстрее выбирать проекты для грантового финансирования и проводить конкурсы с высокой полезностью для всей нации, а не только для военных. Например, некоторые проекты DARPA включают технологии, которые позволят летать в любую точку планеты за один час, получить вакцину для защиты от пандемий и создать робота, работающего быстрее, чем гепард.
Надо отметить, что не все результаты будут получены в ближайшие годы. Но ждя успеха начинаний нужны новые подходы.
Понты. Принцип «демократизации источников инноваций» заключается в том, чтобы разжечь интерес к DARPA. Для этого Агентство организует массу конкурсов, открытых практически для каждого. Эти популярные конкурсы создают вокруг агентства шумиху, которая в свою очередь привлекает таланты. Агентство опирается всего на 120 сотрудников, курирующих программы, продолжающиеся по три года. Всё это способствует постоянному кадровому пополнению армии технических вундеркиндов.
Лучшее – враг хорошего. DARPA отступило от традиционной практики «оплатить, потом сделать», которая вызывает перерасход средств и обилие говносистем. Новый подход – «сделать, потом оплатить», который позволяет осуществлять серийное производство после того, как разработка уже доказала своё преимущество.
Реальная цель. Важно выбрать правильные цели, где возможны значительные преимущества и прогресс. Так, была поставлена и достигнута цель для гиперзвукового полёта получить скорости в 20 раз больше скорости Маха. Ещё недавно это считалось нереальным.
DARPA может стать настолько успешным, что частный сектор начнёт переманивать его лучшие и самые яркие умы. Или наоборот, DARPA может стать символом того, как американская изобретательность сбилась с пути.
Партийная литература
1. G. Pascal Zachary. The World According to DARPA // Spectrum. http://spectrum.ieee.org/aerospace/military/the-world-according-to-darpa