Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE)

Томская группа и студенческое отделение Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике

Томская группа IEEE
Системный анализ

Рабочая программа дисциплины профессиональной переподготовки «Разработчик программного обеспечения»

Распределение учебного времени

Лекции – 14 часов
Всего аудиторных занятий – 14 часов
Самостоятельная работа –14 часов
Зачёт

АННОТАЦИЯ

Системный анализ Рабочая программа учебной дисциплины «Системный анализ» предназначена для слушателей курсов профессиональной переподготовки по специальности «Разработчик программного обеспечения» (IT Engineering).
Обязательный минимум содержания программы соответствует ГОС ВПО и включает в себя следующие разделы: постановка задачи; формирование множества возможных вариантов решения и анализ ресурсного обеспечения; разработка моделей вариантов; выбор и обоснование критериев эффективности, методы и алгоритмы принятия оптимального решения.
Дополнительные требования: определение объектов анализа – систем и их системное описание; практические проблемы структурного синтеза и оптимизации программного обеспечения; использование в системном анализе современных информационных технологий; методология pазpаботки пpогpаммного обеспечения.

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины является формирование базовых знаний и практических навыков профессионального уровня, необходимых ведущему инженеру-разработчику программного обеспечения для системного анализа и обеспечения процесса проектирования программного обеспечения, а также обеспечение гарантии успешной реализации специалистом полученных знаний и навыков на практике: в работе над различными проектами, в промышленных компаниях или структурах, занимающихся профессиональной разработкой программного обеспечения.

1.2 Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины слушатель должен освоить методологические основы прикладного системного анализа и получить первичные навыки выполнения основных этапов системного исследования реальной проблемы;

понимать:

  • научно-техническую терминологию;
  • междисциплинарный характер системного анализа, связанный с различной природой объектов анализа и самого анализа;

  • знать:
    общие вопросы теории и практики системного исследования объектов анализа различной природы;

    уметь:
  • применять принципы, законы и следствия различных дисциплин для системного анализа конкретных объектов;
  • выполнять системное описание объекта анализа, обоснованно выбирать интегральный критерий и систему ограничений для выбора рационального решения рассматриваемого объекта;
  • пользоваться алгоритмами и способами, приводящими к оптимальному решению поставленной задачи, а также аргументировать принятые решения;
  • применять современные информационные технологии в задачах оптимального выбора.
  • 1.3 Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.
    Для изучения дисциплины необходимо знание высшей математики, информатики, программирования на алгоритмических языках, необходимо иметь представление о принципах проектирования программного обеспечения.

    2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    Содержание лекционных занятий

    Лекция 1. Прикладной системный анализ – 2 ч.
    Системность как всеобщее свойство. Система. Свойства систем. Понятие простых и сложных, малых и больших систем. Инвариантность систем. Классификация систем по их основным свойствам.

    Лекция 2. Имитационное моделирование как метод исследования систем большой сложности – 2 ч.
    Модели систем и их сложность. Соответствие между моделью и действительностью. Адекватность и истинность моделей. Модели описания сложных систем. Имитация случайных процессов.

    Лекция 3. Информационный аспект системного анализа – 2 ч.
    Информация и сигнал. Измерение. Шкалы. Регистрация экспериментальных данных. Соотношение количественных и качественных измерений и проблема измеримости.

    Лекция 4. Элементы теории коллективного выбора – 2 ч.
    Общесистемная деятельность. Проблемная ситуация, проблема, вмешательство. Типы улучшающих вмешательств. Выбор и принятие решений. Методология принятия решений.

    Институт инженеров - это не Институт инженеГровЛекция 5. Значение системного подхода в управлении – 2 ч.
    Понятие управления. Самоуправление, система управления, объект управления, принципы управления. Функции и основные типы управления. Цели управления, ошибка управления. Режимы, схемы и способы управления. Устойчивость и качество управления. Оптимальный процесс управления. Концепция управления. Концентрация управления. Cредства управления. Частотные и временные характеристики систем управления. Устойчивость систем. Оценка устойчивости. Влияние параметров системы на её устойчивость. Запасы устойчивости. Обеспечение устойчивости системы с помощью положительной обратной связи. Качество процессов в системах управления. Критерии качества управления. Функции управления: прогнозирование, планирование, обеспечение ресурсами, учёт, контроль, анализ.

    Лекция 6. Методология pазpаботки пpогpаммного обеспечения – 2 ч.
    Тенденции в разработке программного обеспечения. Стадии жизненного цикла pазpаботки пpогpамм. Пpедваpительный анализ. Анализ тpебований заказчика. Фyнкциональная спецификация. Техническая спецификация или техническое пpоектиpование. Обзоp пpоекта. Реализация. Системные тесты. Альфа- и бета тестиpование. Пpиёмочный тест. Послеpеализационный обзоp. Сопpовождение пpогpамм.

    Лекция 7. Системное управление проектами – 2 ч.
    Аналитический и системный подход. Декомпозиция и агрегирование как процедуры системного анализа. Неформализуемость этапов системного анализа. Формулирование проблемы. Выявление целей. Формирование критериев. Алгоритмы системного анализа. Использование результатов системного анализа.

    3 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Прикладной системный анализ – 2 ч.
    Имитационное моделирование как метод исследования систем большой сложности – 2 ч.
    Информационный аспект системного анализа – 2 ч.
    Элементы теории коллективного выбора – 2 ч.
    Значение системного подхода в управлении – 2 ч.
    Методология pазpаботки пpогpаммного обеспечения – 2 ч.
    Системное управление проектами – 2 ч.

    4 ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    За время изучения дисциплины слушатель выполняет две самостоятельные аудиторные работы. Первая связана с проверкой усвоения общей методологии системного анализа. Вторая работа представляет собой модифицированный автором метод экспертных оценок, позволяющий оценить знания слушателей по методологии pазpаботки пpогpаммного обеспечения и дать им представления о их роли в работе в команде разработчиков. По результатам проведённых работ формируется допуск к итоговому контролю – зачёту.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная
    1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. – Томск, 1997. – 396 с.
    2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989.
    3. Фредерик П.Брукс. Мифический человеко-месяц или как создатся программные системы (Frederick P. Brooks, Jr. The Mythical Man-Month (Essays on Software Engineering). Addison-Wesley Publishing Company Reading, 1975)
    4. Силич В.А., Силич М.П. Системный анализ и исследование операций: Учебное пособие. – Томск: изд. ТПУ, 2000. – 97 с.

    Дополнительная
    5. Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Мир, 1987.
    6. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М.: Мир, 1989.
    7. Анфилатов В.С. Богданов А.А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие – М., 1992.
    8. Емельянов, А.А. Кукушкин. Под ред. А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.
    9. Квейд. Д. Анализ сложных систем. – М.: Сов. радио, 1969.
    10. Клир Дж. Системология. – М.: Радио и связь, 1990.
    11. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986.

    Контактная информация

    О.В. Стукач
    Томский политехнический университет
    просп. Ленина, 30
    г. Томск, 634050, Россия
    E-mail: tomsk@ieee.org

     

    Самолёт – это совокупность элементов, каждый из которых по своей природе стремится упасть на землю, но за счёт совместных непрерывных усилий преодолевающих эту тенденцию

    Г.Буч, «Объектно-ориентированный анализ и программирование»

     
     

    Желаете вступить в IEEE или создать группу IEEE? Хотите скопировать материал? Хотите написать нам? Электронная почта - tomsk@ieee.org (Олег Стукач)