Системный анализ

Рабочая программа дисциплины профессиональной переподготовки «Разработчик программного обеспечения»

Распределение учебного времени

Аудиторные занятия – 14 часов
Самостоятельная работа – 14 часов
Зачёт

АННОТАЦИЯ

Системный анализ Рабочая программа учебной дисциплины «Системный анализ» предназначена для слушателей курсов профессиональной переподготовки по специальности «Разработчик программного обеспечения» (IT Engineering).
Обязательный минимум содержания программы включает в себя следующие разделы: постановка задачи; формирование множества возможных вариантов решения и анализ ресурсного обеспечения; разработка моделей вариантов; выбор и обоснование критериев эффективности, методы и алгоритмы принятия оптимального решения.
Дополнительные требования: определение объектов анализа – систем и их системное описание; практические проблемы структурного синтеза и оптимизации программного обеспечения; использование в системном анализе современных информационных технологий; методология pазpаботки пpогpаммного обеспечения.

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания дисциплины является формирование базовых знаний и практических навыков профессионального уровня, необходимых ведущему инженеру-разработчику программного обеспечения для системного анализа и обеспечения процесса проектирования программного обеспечения, а также обеспечение гарантии успешной реализации специалистом полученных знаний и навыков на практике: в работе над различными проектами, в промышленных компаниях или структурах, занимающихся профессиональной разработкой программного обеспечения.

1.2 Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины слушатель должен освоить методологические основы прикладного системного анализа и получить первичные навыки выполнения основных этапов системного исследования реальной проблемы;

понимать:

  • научно-техническую терминологию;
  • междисциплинарный характер системного анализа, связанный с различной природой объектов анализа и самого анализа;
  • знать:
    общие вопросы теории и практики системного исследования объектов анализа различной природы;

    уметь:

  • применять принципы, законы и следствия различных дисциплин для системного анализа конкретных объектов;
  • выполнять системное описание объекта анализа, обоснованно выбирать интегральный критерий и систему ограничений для выбора рационального решения рассматриваемого объекта;
  • пользоваться алгоритмами и способами, приводящими к оптимальному решению поставленной задачи, а также аргументировать принятые решения;
  • применять современные информационные технологии в задачах оптимального выбора.

    1.3 Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.
    Для изучения дисциплины необходимо знание высшей математики, информатики, программирования на алгоритмических языках, необходимо иметь представление о принципах проектирования программного обеспечения.

    2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    Содержание лекционных занятий

    Лекция 1. Прикладной системный анализ – 2 ч.
    Системность как всеобщее свойство. Система. Свойства систем. Понятие простых и сложных, малых и больших систем. Инвариантность систем. Классификация систем по их основным свойствам.

    Лекция 2. Имитационное моделирование как метод исследования систем большой сложности – 2 ч.
    Модели систем и их сложность. Соответствие между моделью и действительностью. Адекватность и истинность моделей. Модели описания сложных систем. Имитация случайных процессов.

    Лекция 3. Информационный аспект системного анализа – 2 ч.
    Информация и сигнал. Измерение. Шкалы. Регистрация экспериментальных данных. Соотношение количественных и качественных измерений и проблема измеримости.

    Лекция 4. Элементы теории коллективного выбора – 2 ч.
    Общесистемная деятельность. Проблемная ситуация, проблема, вмешательство. Типы улучшающих вмешательств. Выбор и принятие решений. Методология принятия решений.

    Институт инженеров - это не Институт инженеГровЛекция 5. Значение системного подхода в управлении – 2 ч.
    Понятие управления. Самоуправление, система управления, объект управления, принципы управления. Функции и основные типы управления. Цели управления, ошибка управления. Режимы, схемы и способы управления. Устойчивость и качество управления. Оптимальный процесс управления. Концепция управления. Концентрация управления. Cредства управления. Частотные и временные характеристики систем управления. Устойчивость систем. Оценка устойчивости. Влияние параметров системы на её устойчивость. Запасы устойчивости. Обеспечение устойчивости системы с помощью положительной обратной связи. Качество процессов в системах управления. Критерии качества управления. Функции управления: прогнозирование, планирование, обеспечение ресурсами, учёт, контроль, анализ.

    Лекция 6. Методология pазpаботки пpогpаммного обеспечения – 2 ч.
    Тенденции в разработке программного обеспечения. Стадии жизненного цикла pазpаботки пpогpамм. Пpедваpительный анализ. Анализ тpебований заказчика. Фyнкциональная спецификация. Техническая спецификация или техническое пpоектиpование. Обзоp пpоекта. Реализация. Системные тесты. Альфа- и бета тестиpование. Пpиёмочный тест. Послеpеализационный обзоp. Сопpовождение пpогpамм.

    Лекция 7. Системное управление проектами – 2 ч.
    Аналитический и системный подход. Декомпозиция и агрегирование как процедуры системного анализа. Неформализуемость этапов системного анализа. Формулирование проблемы. Выявление целей. Формирование критериев. Алгоритмы системного анализа. Использование результатов системного анализа.

    3 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Прикладной системный анализ – 2 ч.
    Имитационное моделирование как метод исследования систем большой сложности – 2 ч.
    Информационный аспект системного анализа – 2 ч.
    Элементы теории коллективного выбора – 2 ч.
    Значение системного подхода в управлении – 2 ч.
    Методология pазpаботки пpогpаммного обеспечения – 2 ч.
    Системное управление проектами – 2 ч.

    4 ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    За время изучения дисциплины слушатель выполняет две самостоятельные аудиторные работы. Первая связана с проверкой усвоения общей методологии системного анализа. Вторая работа представляет собой модифицированный автором метод экспертных оценок, позволяющий оценить знания слушателей по методологии pазpаботки пpогpаммного обеспечения и дать им представления о их роли в работе в команде разработчиков. По результатам проведённых работ формируется допуск к итоговому контролю – зачёту.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная
    1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. – Томск, 1997. – 396 с.
    2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989.
    3. Фредерик П.Брукс. Мифический человеко-месяц или как создатся программные системы (Frederick P. Brooks, Jr. The Mythical Man-Month (Essays on Software Engineering). Addison-Wesley Publishing Company Reading, 1975)
    4. Силич В.А., Силич М.П. Системный анализ и исследование операций: Учебное пособие. – Томск: изд. ТПУ, 2000. – 97 с.

    Дополнительная
    5. Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Мир, 1987.
    6. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М.: Мир, 1989.
    7. Анфилатов В.С. Богданов А.А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие – М., 1992.
    8. Емельянов, А.А. Кукушкин. Под ред. А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.
    9. Квейд. Д. Анализ сложных систем. – М.: Сов. радио, 1969.
    10. Клир Дж. Системология. – М.: Радио и связь, 1990.
    11. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986.

  • Центр системной оптимизации бизнеса
    и управления качеством
    Качество управления
    Обучение статистической обработке данных
    Программы курсов, тренингов, семинаров
    Оптимизация бизнес-процессов
    на основе статистических методов
    (промо-семинар)
    Уникальность
    Изучаемые статистические методы
    Проекты

     

    Система статистических методов управления –
  • это палитра из инструментов сбора, обработки, представления, анализа информации, технологии принятия решений, специально разработанная для повышения качества управления и улучшения деятельности организации
  • это залог успеха вашего бизнеса!

  •  

    Самолёт – это совокупность элементов, каждый из которых по своей природе стремится упасть на землю, но за счёт совместных непрерывных усилий преодолевающих эту тенденцию

    Г. Буч, «Объектно-ориентированный анализ и программирование»

     
    Система статистических методов управления –
  • это палитра из инструментов сбора, обработки, представления, анализа информации, технологии принятия решений, специально разработанная для повышения качества управления и улучшения деятельности организации
  • это залог успеха вашего бизнеса!

  • Желаете участвовать в семинаре? Хотите написать? Электронная почта - tomsk@ieee.org (Стукач Олег Владимирович)